На главную

 

2025-05-09

 

Темные пятна иранской истории

 

https://aftershock.news/?q=node/1517696

12:28 - 20/Июн/25  Полковник Курц

 

Свержение шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви в 1979 году — это одна из самых загадочных и мифологизированных операций конца XX века. Официальная версия: это была народная революция, спонтанный всплеск недовольства автократией, коррупцией и западным влиянием. 

Если дерзнуть разобраться,  то всплывают совсем другие детали.

И здесь, как в советской песне: "Есть у революции начало, нет у революции конца", попробуем найти концы. Ибо только в коммунистической агитке их нет, а начало и конец всегда имеются, когда за ними стоят живые люди. Особенно джентльмены.

Итак, ключевой вопрос:  так кто же  заплатил за революциюечь здесь не только и не сколько о деньгах, но о всей операции - ее  информационном обеспечении, прикрытии и политической поддержке. 

При скудных данных, основные кандидаты все жа нашлись и, о чудо, ими оказались - Ватикан и британская разведка (MI6)

Прошу учесть, что это не фантазия автора, а версия, над которой работали иранские, французские и даже американские историки

Есть мнение, что британцы затаили злобу на шаха после его национализации нефтяных активов в 1950-х и усиления связи с США.

Удар шаха по британским интересам начался не с него самого, а с премьер‑министра Моссадека: в апреле 1951‑го парламент единогласно передал все скважины, трубы и гигантский завод в Абадане в руки Национальной нефтяной компании. 

Британцы лишились «курицы с золотыми яйцами»: их Anglo‑Iranian Oil Company вложила за сорок с лишним лет около  £22 млн (тех денег, сейчас умножить на 10 или больше?) и , к моменту экспроприации, ежегодно снимала прибыль до £40 млн и обеспечивала корону шестью процентами мирового топлива, третью европейского спроса и 85% мазута Королевскому флоту. 

Потеря активов на сумму примерно  £120 млн и падение добычи с 660 тыс. баррелей в сутки до нуля разом обрушили поступления в британский бюджет и дивиденды акционеров

Лондон отреагировал блокадой персидского экспорта, судебными исками в Гааге и тайной операцией MI6 «Boot»: войти в Иран они уже не могли, но сумели парализовать продажи и превратить национализацию в экономическую агонию. Когда денег у Тегерана не осталось, британцы позвали Вашингтон. У американцев уши горели от страха перед «красным Тегераном», и в августе 1953‑го совместная спецоперация CIA‑MI6 («Ajax» у США) вернула на трон Мохаммада‑Резу Пехлеви. 

Победив, Лондон всё равно вышел из Абадана только на сорок процентов: в 1954‑м шах подписал соглашение‑консорциум на четверть века. Сорок процентов достались пяти американским мейджорам, ещё двадцать остались у Shell и CFP, Ирану формально отходила половина прибыли, но бухгалтерию ему не показывали. Вдобавок Тегеран обязался выплатить старой Anglo‑Iranian Oil компенсацию в $510 млн нефтью по десять центов за баррель, то есть с дисконтом 95 %. Для британцев это была моральная победа, но экономический реванш оказался лишь тенью прежнего монополизма. 

Далее  шах оказался не таким простаком, как про него успели подумать бриты и побежал к янки.   «Продался» Америке всерьёз и по‑крупному. С 1973 по 1979 год он заказал оружия у Пентагона на $17–18 млрд: восемь десятков F‑14 с ракетами Phoenix, танки M60, «Кобры», фрегаты, радары и целую логистическую информационную систему, которой в те годы позавидовал бы сам НАТО. 

Вашингтон получил не только новые рынки для «военторга», но и стратегического жандарма Персидского залива, а шах – гарантии личной безопасности (здесь должен быть смех за кадром), доступ к высокотехнологичному оружию и возможность тратить нефтедоллары без парламентского контроля. 

Британцы наблюдали, как их бывшая колониальная дойная корова трахается с янки и перекачивает тонны стерлингов в доллары. 

Дальше, больше, через американский Бнай Брит, Шах, втихушку, начал тесную кооперацию с Израилем в области запрещенных веществ и прочей снеди отдельно от бритов, и стал более "вашингтонским", чем "лондонским".

Вы будете смеяться, но Аятолла Хомейни времен Шаха, сидел во Франции,  в окружении католических структур Ватикана  и под контролем DGSE (фр. разведка). Именно оттуда он вещал на Иран через магнитофонные кассеты, передававшиеся из рук в руки и получал жалование..

 MI6 и DGSE, как предполагается, координировали информационную поддержку, как могли, создавали образ духовного лидера на фоне обанкротившейся проамериканской монархии.

Так, Британия не просто наблюдала, а помогала организовать "управляемый крах" шаха, чтобы якобы вернуть своё влияние. Их ставка была на клерикалов, которые уничтожат американское и израильское присутствие и демонизируют и вышибут СССР с регионального рынка вооружений.

Да, это звучит как оксюморон, учитывая шиитско-суннитское напряжение. Но:

В источниках курсируют данные, что в начале 1970-х саудовцы "были заинтересованы в ослаблении Ирана" как конкурента в ОПЕК. Но что такое саудовцы 70-х на верблюдах в белых тапках, как на филиал Wall Street?

Через них, часть псевдо суннитских фондов поддерживали антишахские группы, включая исламистов.

 Роль Франции стоилио бы выделить отдельным текстом,  где она, как давний партнер (в плохом смысле)  Ближнего Востока, давала Хомейни убежище и крышевала его деструктивную деятельность через СМИ. В обмен на что? Явного ответа не видно.

Далее будет немного ядерной конспирологии про левую сеть и глобальный а ля "антисистемный интернационал", где через структуры вроде «Комитета по правам человека в Иране» (действовавшего из Женевы и Парижа), шли деньги от «либеральных» фондов.

Речь идёт о транснациональных структурах вроде:

* Ford Foundation

* Open Society (предшественников)

* аффилированных с Госдепом и ЦРУ "правозащитных" НКО.

Тут как раз интересный момент: в прессе пишут, что ЦРУ в начале 1979-го было якобы дезориентировано. В мемуарах иранских генералов и американских аналитиков есть сакраментальная фраза: "Мы не знали, кто запускает этот механизм, мы просто наблюдали, как всё рушится." ЦРУ, в своем стиле,  отморозиось быть драйвером иранской революции. Вашингтон, с его слов, до последнего (хорошо б пригласить группу профессиональных плакальщиц)  поддерживал шаха, но не стал вмешиваться, когда процесс пошёл. Божечки, какой кошмар.

Здесь бы надо както..еловко даже поднимать такую тему, когда все быльем поросло, поинтересоваться, сколько они недопоставили свергнутому шаху вооружений, получив за него аванс и откаты? Но у джентльменов о таких вещах не спрашивают. Традиция.

Но я не могу пройти мимо такой драматичной сцены, итак:

В середине 1970‑х шах превратил Иран в главный зарубежный рынок Пентагона: 80 истребителей F‑14A, 160 F‑16, семь самолётов ДРЛО AWACS, четыре эсминца класса Kidd, сотни «Финиксов», «Гарпунов» и «Сайдуиндеров». Общий портфель заказов тянул на 12 млрд $, при том что сами контракты были ощутимо раздуты—ценник F‑14 для Тегерана доходил до 23,7 млн $ за борт против 20,6 млн $ для ВМС США, а AIM‑9H продавались по 75 тыс. $, тогда как ВМС брали их по 17 тыс. $

Но ведь джентльмены никогда не нае, простите, обманывают партнеров? Именно так:

К декабрю 1978‑го деньги перечислялись через специальный FMS‑траст: на нём лежало около 400 млн $ авансов, а ещё 10 млрд $ подвисли в виде неотгруженных партий вооружений 

Когда революция вышвырнула шаха, Вашингтон ввёл заморозку активов и любая отгрузка остановилась. Разгорелся скандал: Иран лишился оплаченных F‑16 и AWACS, а четыре почти достроенных эсминца приняли на баланс ВМС США, где их цинично прозвали «класс Айятолла»

Тегеран официально аннулировал заказы на 8–10 млрд $, но требовал вернуть деньги; 

Пентагон тем временем перекидывал 55 «иранских» F‑16 Израилю, а остальное предлагал своим же войскам, добиваясь у Конгресса «дотации» на выкуп, чтобы не платить штрафы корпорациям и не возмещать Ирану авансы

В итоге 400‑миллионный депозит так и пролежал замороженным до иранско‑американского трибунала в Гааге; после десятков раундов тяжбы США в 2016 году перечислили Ирану 1,7 млрд $ компенсации за сорванные поставки и проценты—те самые «паллеты наличных», которые позднее объявили «тайным выкупом» 

Так завершилась история сделки: Иран не получил ни самолётов, ни кораблей; американские фирмы получили деньги и спасли производство, а Иран в обмен получил ценный приз - Аятоллу и новые темные времена с отрезанием голов и публичными религиозными казнями на площадях.

Это был геополитический ребрендинг Ирана, созданный чтобы выбить США и Израиль с Востока, запустить «персидский ислам» как региональный проект и вбить клин в дружбу СССР и персов.

Отдельно про СССР и персов здесь

 

Free Web Hosting